Проблема религиозного экстремизма в молодежной среде обусловлена опасной тенденцией нарастания терроризма в современном мире и превращения в одну из глобальных проблем современности. О воздействии деструктивных религиозных течений на молодежь мы поговорили с религиоведом, руководителем отдела столичного Центра изучения религий Нурсултаном Дихамбаевым.

— Нурсултан Женисович, расскажите, какие качества характеризуют личность экстремиста.

— Исследования личности экстремиста в большинстве случаев характеризуют его как дезадаптированного в существующей социальной реальности маргинала, испытывающего беспокойство перед будущим, агрессивно настроенного, тяготеющего к силовым способам решения жизненных проблем, пренебрегающего правовыми нормами.

Выявленные особенности позволяют обозначить так называемый «комплекс силовика», представляющий собой некий ряд взаимодополняющих и органически увязанных между собой правил и установок поведения, наиболее часто встречающихся у экстремистски ориентированной личности и легко обнаруживаемых эмпирически. Как раз таки наличие подобных установок можно наблюдать у значительной массы молодых людей, некоторые из них характеризуют естественные особенности развития молодой психики.

Однако отличие экстремиста в том, что у него они проявляются в целостном единстве, формируют, таким образом, устойчивую экстремистскую направленность.

— Какие качества можно выделить в упомянутом вами «комплексе силовика»?

— В общем виде можно выделить следующие составляющие «комплекса силовика»:
— нетерпение, стремление достигать целей кратчайшим путем, отрицание компромисса, использование силовых методов давления;
— согласие с принципом «цель оправдывает средства»;
— отрицание равенства человеческих прав и возможностей, склонность к агрессии, способность применять насилие ради собственных интересов;
— низкая значимость человеческой жизни — как своей, так и окружающих.

Ведущий блок принципов, из которых складывается комплекс, — это предпочтение кратчайшего пути к цели, игнорирование прав человека и признание принципа «цель оправдывает средства» как идеологического и нравственного оправдания силового действия.

— Почему именно молодежь чаще всего подвержена радикализации?

— Как известно, экстремистами и террористами не рождаются, ими становятся при наличии соответствующих объективных условий и субъективных факторов. Особенно питательной средой для пополнения рядов подобных организаций выступает молодежь, склонная к агрессивно экстремистским действиям.

Помимо указанной склонности, молодое поколение изначально, по своей природе, возрасту и положению в обществе обладает теми специфическими чертами мышления и поведения, которые при определенных условиях и целенаправленной деятельности могут также привести в ряды экстремистов. Такими особенностями выступают максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, непримиримость, склонность к неформальным объединениям, мировоззренческая неустойчивость и проблемы самоидентичности.

— Какие методы воздействия на молодежь используются религиозными радикалами?

— Многие из вербовщиков прошли профессиональную подготовку, изучая инновационные трансовые методики, позволяющие им полностью манипулировать сознанием человека, независимо от возрастных и психологических особенностей его личности.

Вербовщики, используя свои профессиональные навыки и умения, осуществляют деятельность, направленную на подрыв принципов толерантности и межконфессионального согласия между верующими в нашей стране. Технология обработки сознания человека и воздействия на его поведение в таких религиозно-экстремистских и террористических организациях состоит из целого ряда психологических методов. В их основе лежат такие способы, которые у психологов получили название «зомбирование», «психологическое программирование» и т. д.

— Учитывая развитие медиапространства и сети Интернет в целом, какие тенденции существуют?

— Действительно, с развитием электронных медиа и Интернета мы также видим активную трансформацию медиапространства и самого человека. Человек XXI века сильно отличается от своих предшественников «доцифровой эпохи». В новом тысячелетии ему свойственен новый тип мышления, который исследователи называют NET-мышлением.
Представители деструктивных религиозных течений, являясь профессионалами в области психологии, религии, менеджмента успешно адаптировали достижения современной жизни и активно используют в своей деятельности. Такие возможности Интернета, как простота, доступность и относительное отсутствие контроля, сделали его и социальные сети полем для деятельности деструктивных организаций, в том числе и экстремистского толка.

Из последних, наиболее распространенных трендов в Интернете можно выделить использование таргетированной рекламы. Обычно фото в виде цитаты из Корана или Библии загружается в таргет в социальных сетях под видом мирного успокоительного контента или наиболее интересных вопросов по теме религии, например, «Что будет после смерти?», «Как пережить смерть близкого человека?», «Как выбрать мужа или жену?» и т. д. Далее пользователь, увидев данный контент, может поставить лайк, оставить коммент, сделает репост или подпишется на группу, показав этим свою заинтересованность, тем самым запустит возможный процесс радикализации с последующей вербовкой.

— Есть какие-либо средства защиты от деструктивной идеологии?

— Как отмечают казахстанские психологи, для противодействия вербовке молодых людей в религиозно-экстремистские и террористические организации через Интернет необходимо сформировать у них адекватный уровень адаптационных возможностей в условиях агрессивной информационной и социальной среды, увлеченности социальными сетями и верой в виртуальный мир.

Устойчивость к негативным факторам может сформироваться у молодежи путем максимального информирования о том, какие религиозно- экстремистские и террористические организации существуют, как вести разговор с вербовщиками, какие методы психологического воздействия на личность они используют на сознание человека через Интернет.

Существуют следующие рекомендации, позволяющие человеку отгородиться от психологического воздействия вербовщиков, среди которых можно выделить:
а) не выносить в социальные сети личную информацию, особенно ту, в которой отражаются психологические проблемы и затруднения у человека;
б) не отвечать на сомнительные запросы в социальных сетях;
в) проверять периодически информацию, особенно касающуюся заманчивых предложений, в отношении предоставления высокооплачиваемой работы;
г) если интересуетесь религией, обратитесь к специалистам — имамам, священникам, религиоведам, теологам.

— Нурсултан Женисович, куда можно обратиться в случае, если человек столкнулся с воздействием деструктивных религиозных течений?

— Если вы или ваши близкие столкнулись с проявлениями деструктивной религиозной идеологии, можно обратиться в наш Центр изучения религий, позвонив на номер Единого контакт-центра iKomek 109. Вам помогут подготовленные религиоведы, теологи, психологи и юристы. Также следует отметить, что звонок анонимный.