Абдуллов Бексултан Туреханович Магистр гуманитарных наук по специальности «Религиоведение» Казахстанский опыт по противодействию деятельности МТО в сети Интернет

Деятельность известных террористических организаций на период конца XX и начала XXI века заметно превалирование методов «личной» вербовки. Этот метод требовал развитие у подобных вербовщиков различных характеристик, в особенности связанных с ораторскими качествами, методами невербального общения и располагающей харизмой. Однако с момента роста популярности социальных сетей, террористические организации значительно переосмыслили свою деятельность, перейдя на техники «онлайн» вербовки. Интернет как площадка позволил значительно повысить количество потенциальных радикалов. Подобная ситуация кардинально изменила формы работы, так для террористических организаций условно формировались два потенциальных поля, первое это непосредственно будущие члены и второе это симпатизирующие, которые при необходимости и правильной вербовке способны вести полезную деятельность для радикального движения.

Эта революция в деятельности радикальных движений привела к тому, что уже в начале 2000-х годов происходят первые террористические акты лицами, которые все свое время проживали на территории Европы и США, и имели возможность познакомиться с радикальным контентом только посредством интернета.

Такая ситуация привела к тому, что мировое сообщество приняло во внимание необходимость формирования новой стратегии реагирования на подобные угрозы, которая будет в себя включать мероприятия не только по противодействию, но и охватывать сферу социальной поддержки и разъяснительной работы. В этих целях помимо вопросов борьбы с террористическим организациями, также включаются вопросы формирования информационных ресурсов по предоставлению объективной информации, развитию местных сообществ, с целью избегания их изоляции и формирования социальных инструментов вовлечения в общество.

Республика Казахстан, как и другие страны столкнулась с феноменом радикализации своих граждан, который начал формироваться уже в период активной онлайн деятельности вербовщиков ДАИШ. Для многих экспертов подобная форма деятельности стало проверкой, а также показала, что интернет позволил радикальным движениям, находясь далеко за пределами страны путем идеологического воздействия проводить свои террористические акты. Также заметно актуализировался феномен выезда граждан для участия в боевых действиях на стороне террористов.

Рассматривая опыт Казахстана в направлении противодействию деятельности МТО, необходимо отметить, что государственная система противодействия религиозному экстремизму и терроризму функционирует уже начиная с начала 2000-х годов. В то же, время для Казахстана на первоначальных этапах проблема религиозного экстремизма и деятельность террористических организаций в интернете не вызывала каких-либо проблем. Однако уже с момента первых террористических атак, государственная система претерпевает значительные изменения, правовая сторона значительно ужесточается, а также формируется государственный орган, который курирует сферу религиозных отношений.

Доступ к деструктивным материалам, безусловно, создает предпосылки к радикализации религиозных и светских казахстанских пользователей. В этой связи со стороны уполномоченных органов Республики Казахстан принимаются системные меры по выявлению и ограничению доступа либо удалению в сети Интернет материалов террористического, экстремистского и деструктивного характера, а также продвижению «альтернативных» интернет-ресурсов по контрпропаганде идеологии деструктивных религиозных течений.

В частности, Министерством информации и общественного развития, местными исполнительными органами на местах и др. ведется мониторинг информационного поля на предмет соблюдения требований законодательства. Охват работы обеспечивает мониторингом республиканские и региональные печатные СМИ, телеканалы, отечественные и зарубежные интернет-ресурсы, социальные сети. Меры по ограничению доступа к интернет-ресурсам принимаются при выявлении материалов с признаками нарушения действующего законодательства. Учитывая, что основная часть деструктивных материалов распространяется в социальных сетях, основной акцент делается на предупредительной работе с администрациями соц. сетей.

Наряду с техническими решениями, обеспечение безопасности Интернет-пространства осуществляется путем вовлечения в эту работу общественности с активной гражданской позицией. В этой связи, создаются условия, чтобы любой пользователь сети Интернет, который обнаружил группу в социальной сети или интернет-ресурс, где распространяется противоправный контент, имел возможность пожаловаться на тот или иной материал, который считает подозрительным.

За последние годы Казахстану удалось значительно прорваться в работе регулирования казахстанского интернет сегмента, однако это регулирование зачастую связано с инструментами «блокировки». Казахстан, как и многие другие постсоветские государства, пытается сбалансировать свободу онлайн-выражения мнений с общественным порядком. Повышение осведомленности граждан и их просвещение – это наилучший способ достижения этих целей.

В этом плане Республика Казахстан предприняла шаги по формированию эффективного инструмента, направленного на предотвращение влияния радикального контента в казахстанском интернет сегменте. Таким решением стало утверждение 30 июня 2017 года Концепции кибербезопасности («Киберщит Казахстана»). Такой шаг со стороны властей Казахстана объясняется тем, что возникла необходимость формирования устойчивых барьеров по обеспечению независимости казахстанского интернета, так как в случае какой-либо угрозы радикального характера, неспособность формирования «зацикленности» в интернет сети, позволит и дальше проводить свои акции по дестабилизированию ситуации в обществе.

Таким образом, исходя из анализа казахстанского опыта можно сказать, что из стран центрально-азиатского региона Казахстан имеет весьма развитую систему противодействия религиозному экстремизму и терроризму, которая подкреплена достаточными финансовыми средствами и активным применением технических ресурсов, которые позволяют ограничивать радикальный контент. Однако, не смотря на определенные успехи по противодействию террористическим организациям в интернет пространстве, есть зоны риска в ряде направлений, где уже проводится соответствующая работа по исправлению ситуации.