Биологические машины экстремизма

Карашулаков Жанбота Жолдасович

Директор Центр исследования  проблем

религий города Нур-Султан

 

Казахстана последние десятилетия переживает процессы религиозного возрождения. Многие религиозные течения и группы активизировались и занимаются агитационной и вербовочной деятельностью.

Не исключение и представители деструктивных религиозных течений, которые если ранее проводили устную и печатную агитацию на улицах или в мечетях, то сегодня используя возможности Интернет сети и проводят аудио и видео вербовку, «промывая мозги» новым заинтересовавшимся религией людям. Сеть стала не просто местом поиска информации, но местом личной или общей коммуникации, чем пользуются многие экстремисты.

Граждане больше доверяют своим персональным страницам и аккаунтам, где как им кажется они правильно фильтруют людей и сами выбирают с кем обсуждать вопросы религии, веры, практики, и деятельности в этой сфере, и к сожалению, мало читают новостные и официальные сайты, описывающие эту тематику.

Вербовщики знают эти психологические моменты и «предлагают дружбу» людям уже заинтересованным в вопросах религии. Они на своих страницах постоянно публикуют различную информацию о религии, цитаты, аяты Корана, рассуждения «правильных» ученых, тенденциозные исламские новости, коллажи и т.д.

Пользуясь необразованностью молодежи и других людей искажают исторические факты, толкуют хадисы и вопросы фикха по нужному шаблону, системно призывают к различной «помощи» мусульманам делаю все возможной для расширения своих рядов и поиска потенциальных «мучеников».

При проявлении интереса вербовщик вступает в дружественный «контакт», знакомится с будущим адептом, интересуется всеми обстоятельствами жизни и прихода в религию. Далее поддерживает связь до физической встречи если это возможно, если нет, то направляет к «знающим» людям - это могут быть просто опытные сторонники или же духовный наставник и идеолог в регионе.

Если человек вступил в их группу или организацию, то процесс дальнейшей вербовки только усилится.

Из новичка будут делать правильного адепта - приобщающегося к знаниям студента, послушного ученика наставника, активного участника общинных дел, сторонникам «истинного вероучения» и помощником Всевышнего, призванного исправлять неправильные общественные нормы и ценности.

Проходя данные стадии человек не заметит, как отдалится от семьи и родных, как сделает всех вокруг собственными врагами и привяжется заниматься незаконной деятельностью по вербовке таких в прошлом людей как он сам.

 

Таким образом, экстремисты на 1 этапе ищут людей в социальных сетях «ВКонтакет», «Инстагарам», «Фейсбук» ранее Твиттер, которых можно вовлечь в экстремистскую и террористическую деятельность используя религиозную риторику, так как они недавно начали познавать религию.

На 2 этапе идет сама вербовка где из человека формируют «экстремистскую машину» для целей, ведомых только главарям ячеек или организации.

Человек ставший «машиной» не имеет никаких прав, даже в выражении сомнении по вопросам толкования религии или деятельности этой экстремисткой группы.

 Постепенно «биологическая машина» отбрасывает все из прошлой «неправедной» жизни, семью, родных, друзей, коллег возможно и работу.

Как только вербовщики поймут, что новая «биологическая машина» готова, ей укажут цели и вовлекут в свою преступною деятельность.

В зависимости от способностей новой машины ей дадут свой определённые функционал: пересылка информации и денег, привод новых молодых людей в группу/общину, поддержка бизнеса и братьев по вере, агитация в интернете, командировки за рубеж или боевая подготовка в зонах военных действий или террористической активности.

При этом вчерашний простой адепт из новобранца может в считанное время стать «генералом» экстремистов и показать успехи вреди верующих братьев и сестер.

Но у большинства биологических машин экстремизма срок не большой.

В итоге как показывает жизнь, участие завербованных людей в миссиях по «утверждению справедливости» в мире, заканчивается тюремными сроками или гибелью противостоянии с властями.

Таков путь от простого человека к ненужной биологической машине.