Эксперт рассказал об опасности деструктивных религиозных течений

Абдуллов Бексултан Туреханович
Религиовед, руководитель отдела Центра изучения религий г.Нур-Султан

Деятельность деструктивных религиозных течений является одним из наиболее опасных явлений в современном обществе, которое обуславливается для обычного человека многоуровневым обманом, психологическим насилием и нередко финансовой кабалой. На эту тему мы поговорили с религиоведом, руководителем отдела столичного Центра изучения религий Бексултаном Турехановичем Абдулловым. 

Бексултан Туреханович, на сегодняшний день, довольно обсуждаемой темой является деятельность организаций деструктивного религиозного характера. Откуда они появились в нашей стране, ведь в бытность Советского союза их практически не было.

Появление деструктивных религиозных течений как в нашей стране, так и на постсоветском пространстве было обусловлено комплексом факторов. Во-первых, после семидесяти лет правления атеистической идеологии, постсоветское общество в значительной своей части, можно сказать было «духовно дезориентировано», следствием чего стало интенсивное и массовое распространение псевдорелигиозных движений, оккультных школ, религиозных образований нетрадиционной направленности.

Во-вторых, на распространении чуждой деструктивной идеологии положительно сказалось кризисное положение в экономическом, социальном и политическом плане. То есть данный процесс вызвал потерю чувства себя, затруднение в приспособлении к собственной роли в изменившемся окружающем мире. Люди остро ощутили пустоту жизни, потребность в духовной пище.

В-третьих, увеличился рост религиозного самосознания самих граждан, которые стали корректировать свой образ жизни в соответствии с религиозными нормами и ценностями, и нередко стали обращаться в поисках веры к совершенно неизвестным верованиям и религиозным образованиям.

Все это в совокупности, можно сказать явилось питательной средой и благодатной почвой для зарождения, распространения и развития религиозных организаций, деятельность которых нередко носила деструктивный характер. Таким образом, практически с начала 90-х г. XX века в Казахстан хлынул поток разнообразных религиозных учений, распространение которых практически не контролировалось. Новые религиозные движения успешно занимались миссионерской деятельностью до принятия 2011 г. нового Закона о религии.

Вы сказали, что религиозные организации, в том числе и деструктивные, практически беспрепятственно проповедовали свою идеологию до принятия Закона о религии в 2011 году. Что изменил данный Закон?

Действующий Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» можно сказать определил точные рамки, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность, связанная с религией в нашей стране, а также упорядочил дальнейшую деятельность религиозных объединений в связи с нарастающей на тот момент угрозой терроризма и экстремизма, необходимостью противостояния деструктивным религиозным течениям.

Например, была разрешена деятельность только официально зарегистрированных религиозных объединений, а религиозные проповеди – могли звучать только в религиозных учреждениях, и специально отведённых для этого местах. Также согласно Закону, проповеди могли осуществлять только люди, являющиеся официальными представителями зарегистрированного на территории республики религиозного объединения, и сами прошедшие регистрацию в качестве миссионеров.

Кроме того, если говорить о литературе религиозного содержания, то её можно распространять только в строго отведённых местах, а именно культовых сооружениях, духовных организациях образования и в помещениях, определённых местными исполнительными органами.

В чем заключается опасность деструктивных религиозных течений?

Деструктивные религиозные течения могут быть разрушительны по отношению к естественному духовному, психическому и физическому состоянию личности, которые нередко осуществляют призывы к насилию, вседозволенности, к разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни, побуждают к отказу от исполнения гражданского долга, семейных обязанностей, норм общественного порядка, соблюдения норм нравственности и морали.

Кроме того, опасность деструктивных течений заключается в том, что последствия воздействия на личность, группу людей зачастую могут быть необратимыми. Гражданам неоднократно наносился вред физическому и психическому здоровью, вследствие чего развиваются различные заболевания, происходит разрушение нравственного облика человека, также не исключением являются факты суицида, убийства и т.д.

Также следует отметить то, что человеку наносится материальный ущерб, так как деятельность псевдорелигиозных организаций непосредственно связана с получением, материальной выгоды от ее членов (продажа квартир, иного имущества, вложение средств в развитие организации и т.д.). То есть можно сказать, что происходит завладевание сознанием человека с целью присвоения его имущества и денежных средств.

 

Какую основную выгоду извлекают деструктивные течения, и кто за этим стоит?

К сожалению, лидеры деструктивных религиозных организаций зачастую являются мошенниками и получают непосредственную экономическую выгоду от своих последователей. Для них религиозные идеи фактически служат лишь ширмой, прикрытием, за которыми прячется жажда власти и материальной наживы. Можно вспомнить слова основателя Церкви сайентологии Р. Хаббарда, «Хочешь стать миллионером – создай свою религию».

Вопрос, кто этой выгодой пользуется довольно проблематичный, то есть у определенных организаций имеются свои Центры в странах Западной Европы, Соединённых штатах Америки, Ближнего Востока, куда и стекается часть финансируемых средств. Однако, встречаются организации, которые являются автономными.

Следует отметить, такое распространенное у нас, да и по всему миру в целом, назначение так называемого «местного пастората», то есть когда, пасторы, руководители религиозных объединений назначаются из числа местного населения. Тем самым иностранные руководители, находящиеся за пределами страны, наладив «финансовые дела» на местах, избегают публичной огласки. А основную работу на местах ведут, как правило, граждане Казахстана, например, этнические корейцы, казахи или русские.

Наверняка почти каждый взрослый человек хотя бы раз сталкивался на улице с теми, кто предлагают так скажем «поговорить о Боге», о сущности бытия и т.д. Что гражданам делать в такой ситуации и как на это реагировать?

В первую очередь, гражданам необходимо знать, что осуществление миссионерской деятельности без регистрации – это совершенно не законно, и согласно 490 статье КоАП РК наказывается штрафом в размере ста МРП, на иностранцев и лиц без гражданства – в размере ста МРП и административным выдворением за пределы Республики Казахстан. Если вы видите, что кто-то на улице начинает религиозную проповедь, нужно обратиться в правоохранительные органы или в Управление по делам религий г Нур-Султан.

Подскажите пожалуйста куда граждане могут обратиться в случае если они или их близкие столкнулись или может даже пострадали от деятельности деструктивных течений?

Гражданам, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных течений, а также в случае если у вас есть вопросы, касающихся сферы религии, я рекомендую связаться со столичным Центром изучения религий, посредством Единого контакт-центра IKOMEK 109! (Звонок бесплатный и анонимный).

Справочно: Центр изучения религий г. Нур-Султан занимается исследованием, анализом и прогнозированием религиозной ситуации, проведением информационно-разъяснительных мероприятий среди широких слоев населения, а также оказанием помощи людям, попавшим под влияние деструктивных и псевдорелигиозных течений.